Проблема коррупции является одной из самых острых социально-экономических проблем не только в России, но и во всем мире. Не случайно Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании назвал коррупцию одним из самых серьезных препятствий на пути развития государства, ведь из-за этого отсутствует ускоренная динамика развития страны, коррупция мешает росту и повышению эффективности экономики, а также нормальному функционированию государственных и общественных механизмов.
Коррупция имеет прочную основу в социально-экономической
и политической сфере общества. Борьба с коррупцией – трудная задача, стоящая перед всем государством и гражданским обществом, цель которой – ее полное искоренение.
Коррупция чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свои стремления к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования.
Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. Коррупция демонстрирует полное безразличие должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой неограниченные полномочия должностных лиц в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности. Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки.
Помимо традиционных проявлений коррупции как получение взятки и злоупотребление служебным положением имеются и иные коррупционные деяния:
— использование должностными лицами подставных лиц и родственников
приближенных лоббируемых коммерческих структурах;
-бюрократический рэкет, вымогательство материальных средств у коммерческих структур;
-использование служебного положения для «откатного» распределения государственных средств;
— различного рода злоупотребления служебным положением в процессе приватизации, посреднические «откатные» схемы сдачи недвижимости в аренду и т. п.
В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» есть ряд норм, применение которых относится ко всем должностным лицам, а не только к государственным служащим и позволяет предотвращать и преодолевать коррупционные проявления. Среди обязанностей выделим соблюдение Конституции РФ и законодательства, исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, неразглашение сведений, охраняемых федеральным законом. Имеются в виду такие «грехи» чиновников, как полученные вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц, работа на платной основе в коммерческой организации, использование не по назначению государственных средств и имущества.
На сегодняшний день имеется огромный набор средств, для предотвращения и устранения коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц. Используются эффективные механизмы, установленные федеральным законодательством, такие как комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, деятельность должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, контроль доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера служащих.
Интересные факты
- В истории России был период, когда взятки государственным служащим были официально узаконены. В 1726 году из-за отсутствия в казне денег Екатерина 1 постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий (министрам), «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперед того им жалования не бывало, а пропитание и без жалованья имели»
- В Китае одни из самых жестких мер наказаний за взяточничество, которое нередко заканчивается смертной казнью. С начала 2000-х годов было казнено более 10 тысяч чиновников. Более 100 тысячам было назначено лишение свободы от 10 до 20 лет.
- В 2004 году в Грузии были уволены 30 000 сотрудников полиции, по подозрению в коррупции. Государство построило для стражей порядка новые «стеклянные» участки и управления, намекая на прозрачность их работы. В результате преступность в Грузии снизилась, а доверие общественности к полиции резко возросло.
- Петр I первым из отечественных монархов учредил в России фискальскую службу для выявления «всяких взяток», а населению велел «без всякого страха» извещать Сенат о коррупционерах. В 1721 году видного коррупционера того времени, сибирского губернатора М.П. Гагарина, повесили под окнами Юстиц-коллегии в Петербурге, а труп после казни несколько раз перевозили с места на место в назидание чиновникам.
- Откуда взялись выражения «зарубить на носу» и «остаться с носом»? Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.
В заключение сделаем вывод, что есть все основания утверждать, что коррупция, как социально-опасное явление, свойственна любому государству, на каком бы уровне развития оно ни находилось даже в самых благополучных странах. Для решения данной проблемы, хотя бы частично, необходимо две составляющих- одновременно изменение общественного сознания (как в верхних слоях, так и в нижних) и оздоровление моральной ситуации в обществе. Нужно добиться, чтобы люди, независимо от положения, исполняли законы. Только так можно побороть коррупцию или хотя бы значительно снизить ее показатели. А пока что наше общество ей заражено, но положительные шаги в деле борьбы с коррупцией уже дают свои результаты.